Краудфандинг — сбор средств, схемы и виды

Краудфандинг — сбор средств, схемы и виды

3/5 — (307 голосов)

Термин «краудфандинг» уже далеко не новый. На российском просторе интернета он появился с 2010 г. С тех пор это направление активно развивается. В этой статье мы рассмотрим, что это такое, для чего он нужен, виды.

Оглавление
1. Что такое краудфандинг простыми словами
2. Схемы сбора средств краудфандинга
3. Виды краудфандинга
4. Как собрать деньги с помощью краудфандинга
5. Сайты для краудфандинга

1. Что такое краудфандинг простыми словами

Краудфандинг (от англ. «crowd» – «толпа», «funding» — «вложение средств/финансирование») — это добровольный сбор средств в интернете.

Впервые это понятие придумал в 2006 г. американец Джефф Хауи. Из США пошли корни этого направления в другие страны.

Цели краудфандинга могут быть совершенно разные:

  • Благотворительность (операции, лечение);
  • Инвестиции с целью получения каких-то дивидендов (это может быть часть компании, дохода, кредит);
  • Благоустройства;
  • Сбор средств на политическую деятельность;
  • Финансирование культуры, музыкантов, спортсменов, режиссёров;

Направление коллективного финансирования в интернете довольно сильно развилось. Для этого существует специальные порталы (сайты) для сбора денег.

Например, раньше чтобы собрать деньги на какой-то перспективный стартап необходимо было провести целое мероприятие. Теперь же все это делается с помощью грамотно оформленной заявки на одном из сайтов краудфандинга.

Примечание

Есть так же очень похожее понятие: краудинвестинг, оно является производной краудфандинга. Целью сбора средств в краудинвестинге является исключительно заработок на своих вложениях.



2. Схемы сбора средств краудфандинга

Средства собираются какое-то время. Некоторые сборы могут быть успешные (необходимая сумма собрана), а некоторые не успешными. Поэтому заранее определяется сумма, которая собирается и продолжительность по времени. К примеру, 300 тыс. долларов за 30 дней. При этом возможно два варианта:

  1. Сумма собрана полностью;
  2. Сумма собрана частично;

В зависимости от исходных условий существует несколько схем краудфандинга:

  1. Всё или ничего (англ. «All or Nothing»). Если деньги не были собраны полностью, значит они возвращаются всем инвесторам.
  2. Оставить всё (англ. «Keep what you Raised»). Даже если было инвестировано крайне маленькая сумма — она все равно переводится.
  3. Вечное финансирование (англ. «InDemand»). Сбор средств будет продолжаться до того момента, пока не будет собрана вся сумма.
  4. Переломный момент (англ. «Tipping Point»). Даже если сумма была собрана не полностью, в определенный момент средства передаются в работу.

В зависимости от целей краудфандинга выбирают ту или иную модель. Например, если это стартап, то чаще всего действуют по принципу «Всё или ничего». Если это благотворительность, то действуют по принципу «Оставить всё» или «Вечное финансирование».

3. Виды краудфандинга

Существуют несколько видов краудфандинга. Те, кто кладут свои деньги взамен получают один из следующих видов «вознаграждения»:

  • Reward crowdfunding. Инвесторам дают бонусы или вознаграждения;
  • Debt crowdfunding. Инвесторы получают долю от прибыли в проекте;
  • Equity crowdfunding. Инвестору дают часть доли создаваемого объекта. Напоминает владение акциями компании.

Например, если человек кладет деньги на благотворительность, то он может быть указан в списке тех, кто оказывал помощь.

4. Как собрать деньги с помощью краудфандинга

Краудфандингом может заняться любой человек. Для этого достаточно зарегистрироваться на одном из сайтов, которые дают такие услуги (чуть ниже их рассмотрим).

Для эффективного сбора средств необходимо соблюсти несколько условий своего предложения:

  1. Чёткая идея. Инвесторы должны чётко понимать во что идут их средства. Должна быть «белая книга» или «дорожная карта», где описаны этапы развития. Чем правдоподобней и убедительней будут потенциальные цифры, тем успешнее будет компания краудфандинга.
  2. Лимитированность. Размер собираемых средств должен быть ограничен какой-то суммой для начала. Иначе, это будет похоже на необдуманный сбор средств.
  3. Реальность планов. Написать в плане можно что угодно, но важнее, чтобы все планы было реально осуществить. Например, многие криптовалютные проекты «загнулись», поскольку в их белых книгах было светлое будущее того, что почему-то их ними токенами обязательно будут пользоваться все, но оказалось, что они никому не нужны.

5. Сайты для краудфандинга

Существуют специальные сайты, которые созданы для сбора средств

  • Kickstarter (www.kickstarter.com). Зарубежный сайт, который считается лидером в сфере краудфандинга. Он собирает самые большие объемы. За своё существование смог осуществить множество крупных проектов, которые в дальнейшем приобрели популярность.
  • Planeta (Planeta.ru). Самый крупный российский сайт в данной сфере. Не финансирует коммерческие программы и политическую деятельность. Есть возможность продления срока сбора средств.
  • Boomstarter (boomstarter.ru).
  • Kroogi (kroogi.com). Краудфандинг в творческой сфере
  • ThankYou (thankyou.ru) предлагает бесплатно скачивать любой контент сайта, так и заплатить за него любую сумму по своему усмотрению.

Смотрите также видео «краудфандинг и краудинвестинг в России»: