Особые экономические зоны — зачем нужны, плюсы и минусы

Особые экономические зоны — зачем нужны, плюсы и минусы

3.1/5 — (16 голосов)

Решение о создании особых экономических зон было принято в РФ ещё в 2005 году. Это необходимо для подготовки условий, позволяющих бизнесу работать максимально эффективно и с минимальными финансовыми потерями благодаря специальным льготам. Также это помогает привлечь крупных инвесторов в сферы, которые до этого оставались без внимания.

Оглавление
1. Что такое особые экономические зоны простыми словами
2. Цели создания ОЭЗ
3. Как классифицируют ОЭЗ
4. Разновидности особых экономических зон в РФ
5. Что необходимо для создания ОЭЗ
6. Риски и выгода для предпринимателей
7. Условия работы для резидентов

1. Что такое особые экономические зоны простыми словами

Особые экономические зоны (англ. «special economic zone») — это конкретная территория страны, которой присвоен особый юридический статус и специальные льготы для поддержки местных предпринимателей.

Целью создания особой экономической зоны является стимулирование экономического развития государства в целом, а также привлечь инвесторов для налаживания связей с зарубежными компаниями.

Для экономики практически любой страны инвестиции играют одну из ключевых ролей. Именно поэтому, создание особых экономических зон в отдельных регионах страны можно считать необходимостью. Привлеченные инвесторы способствуют развитию технического прогресса, влияют на повышение квалификации местных трудящихся, а также положительно влияют на социально-экономическую жизнь страны в целом.

В зависимости от региона страны и перспективах бизнеса, создаются различные типы особых экономических зон. Кроме этого, прежде чем разрабатывать систему льгот, следует учесть основные цели, территориальные и климатические особенности. В противном случае, это не приведёт к развитию экономики, так как предприниматели не смогут воспользоваться предоставленными льготами и возможностями.



2. Цели создания ОЭЗ

В ходе создания особых экономических зон, правительство страны преследует конкретные цели, основные из них, это формирование благоприятных условий для развития страны в пределах отдельных отраслей и регионов. Особое значение имеет улучшение социально-экономической жизни в данных регионах. С экономической точки зрения, в наличии ОЭЗ заинтересованные и инвесторы, и государство.

Говоря об основных целях создания особых экономических зон, это:

  • увеличение объёма экспортируемых товаров;
  • создание новых рабочих мест;
  • подготовка условий для эффективного импортозамещения;
  • применение новых методов организации труда и управления бизнес-процессами;
  • создание новых рабочих мест;
  • привлечению иностранного капитала и инвесторов;
  • внедрение инноваций в процесс производства.

Говоря о преимуществах и целях для инвесторов, здесь стоит выделить следующее:

  • практически отсутствуют административные препятствия, которые до этого момента создавали сложности в ходе оформления бумаг и получения необходимых разрешений;
  • привлечение и подготовка квалифицированных кадров за счёт обмена опытом с иностранными специалистами;
  • использование системы налоговых льгот. Это даёт возможность экономить на коммунальных услугах, благодаря субсидиям. Кроме этого, создаются выгодные условия для аренды недвижимости;
  • затраты на таможенные пошлины минимизируются;
  • ввоз оборудования, сырья и материалов осуществляется на льготных условиях.

В особых экономических зонах действует специальный административный режим, а также устанавливаются страховые, таможенные и налоговые льготы. Всё это в рамках развитой инфраструктуры. Опираясь на особенности территорий и тип установленной ОЭЗ применяются конкретные размеры льгот. Местные власти могут самостоятельно устанавливать разрабатывать льготные системы для резидентов особой экономической зоны.

3. Как классифицируют ОЭЗ

По направлению деятельности выделяют следующие особые экономические зоны:

  1. Промышленно-производственные. Такая территория используется для изготовления товаров на экспорт или для внутреннего потребления;
  2. Комбинированные. Данная разновидность сочетает в себе несколько типов ОЭЗ;
  3. Торговые. Здесь создаются более комфортные условия для реализации продукции за счёт вывода территории из-под таможенного законодательства;
  4. Сервисные. В пределах таких регионов сосредоточены предприниматели, работающие в финансовых сферах;
  5. Технико-внедренческие. В таких зонах ведутся исследования, направленные на разработку инноваций, которые в дальнейшем помогут произвести оборудование, способное ускорить производство и сделать его более эффективным.

По национальному признаку:

  • Транснациональные. Расположены одновременно на территориях нескольких государств, граничащих с РФ;
  • Мононациональные. Созданы на территории одной страны.

По территориальной целостности:

  • Функциональные. Такие зоны действуют одновременно в нескольких регионах государства, но сфера деятельности зачастую остаётся единой для всех;
  • Территориальные. ОЭЗ действует в пределах одного города или региона.
  • Смешанные. Объединяют в себе оба предыдущих варианта.

По взаимодействию с экономикой государства:

  • Экспортно-ориентированные. Изготавливаемая продукция или предоставляемые услуги ориентированы на зарубежного потребителя, поэтому будут отправляться на экспорт;
  • С уклоном на местную экономику. Товары производятся исключительно для жителей РФ.


4. Разновидности особых экономических зон в РФ

Существует четыре типа особых экономических зон, которые могут создаваться на территории РФ:

  • технико-внедренческие (в сфере инновационных технологий). Эти особые экономические зоны создаются с целью развития инновационных технологий, а также производства научно-технической продукции. В дальнейшем здесь будет происходить её испытание и использование, как только появятся опытные образцы. Для создания технологических ОЭЗ необходим участок размером 4 км2. Кроме этого, рассматриваются исключительно регионы с высоким уровнем научной базы, а также наличием научно-образовательных и исследовательских институтов;
  • портовые (в сфере логистики). Создаются с целью развития судоремонтной и судостроительной отрасли. Одна из главных задач, повышение качества логистических услуг. Такие особые экономические зоны зачастую создаются максимально близко к глобальным транзитным коридорам;
  • промышленно-производственные (в сфере промышленности). Такие ОЭЗ необходимыми для развития производства, реализации, а также переработки продукции. Для эффективного и быстрого роста экономики требуется участок земли размером не более 40 км2. В регионе должна быть хорошо развита инфраструктура, а также требуется наличие большого количества промышленных предприятий, занимающихся добычей природных ресурсов;
  • туристско-рекреационная (в сфере туризма). Такие зоны создаются с целью привлечения иностранных и российских туристов. Для такой особой экономической зоны подойдут регионы с наиболее живописными местами и большим количеством достопримечательностей. Таким образом внедренные льготы позволят привлечь максимальное большое количество туристов, что в результате положительно отразится на экономике страны в целом и внешнеэкономических отношениях.

С момента принятия решения о создании особых экономических зон и примерно до 2015 года, количество таких территорий в РФ постоянно увеличивалось. Но, в итоге, это не принесло результата, на который рассчитывало руководство страны. В созданных ОЭЗ наблюдался отрицательный уровень эффективности или слишком низкий.

В 2016 году руководством было принято решение о принятии мер по оптимизации особых экономических зон. Это означало, что в основном внимание стоит уделить не наращиванию количество ОЭЗ, а качеству создаваемых условий. Уже через год, благодаря тщательно проработанной стратегии, количество ОЭЗ вновь начало расти. На данный момент в РФ создано 39 экономических зон, 20 из них сосредоточены в промышленно-производственных сферах экономики.

5. Что необходимо для создания ОЭЗ

Чтобы успешно реализовать какие-либо инвестиционные проекты, требуется наличие естественных географических и экономических преимуществ в рамках конкретного региона. Также в ходе проведения исследований, специалисты должны прийти к выводу о положительной динамике роста дополнительных доходов, которые в ходе действия особой экономической зоны будут поступать в государственный бюджет.

Значение инвестиционного мультипликатора должно составлять не менее 5. Его рассчитывают, как отношение будущих объёмов инвестиций резидентов ОЭЗ на окончание 10-го года реализации планов по созданию зоны к размеру требующихся для создания инфраструктуры ОЭЗ средств, выделенных из государственного бюджета, местного бюджета или бюджета субъекта РФ.

Также требуется наличие одного или нескольких инвестиционных проектов. Сюда же можно отнести информацию о финансово-экономических показателях. Потенциальные инвесторы в письменном виде вместе со всеми остальными документами подтверждают наличие у себя достаточного количества средств для участия в развитии особой экономической зоны. Также для таких целей подходят гарантии от кредитора о том, что они предоставят средства конкретному инвестору для участия в проекте.

Если на конец 10-го года реализации планов по созданию ОЭЗ объём запланированных инвестиций доходит до отметки в 10-20 млрд рублей, требуется наличие минимум 5 инвестиционных проектов. Если объём инвестиций превышает 20 млрд рублей, иногда достаточно одного инвестиционного проекта.

Говоря о мировой практике, ОЭЗ – это территории, где действует преференциальный режим для эффективного ведения предпринимательской деятельности. Для этого здесь применены особые финансовые, таможенные, административные, торговые и налоговые льготы. На данный момент во всех странах мира действует около 5000 особых экономических зон. Это необходимо для решения ключевых задач государств, связанных с развитием конкретных отраслей и территорий.

Некоторые из стран создают особые экономические зоны для решения таких приоритетных задач, как диверсификация экономики, привлечение иностранного капитала, а также увеличение объёма товаров и услуг, отправляемых на экспорт. В РФ деятельность особых экономических зон регламентируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 22 июля 2005 года.

6. Риски и выгода для предпринимателей

Для предпринимателей, которые решат вести деятельность в пределах особой экономической зоны предусмотрены следующие преимущества:

  • субсидии;
  • приобретение земельных участков по льготной стоимости;
  • для эффективной работы бизнеса подготовлена развитая инфраструктура;
  • низкие пошлины или их отсутствие в зависимости от специфики товара или услуг;
  • защита прав инвестирующих лиц и постоянная юридическая поддержка;
  • низкие цены на аренду помещений под производство, а также земли;
  • система налоговых льгот.

Наиболее выгодная система льгот разработана для IT-комплекса. Такие организации платят минимальные взносы страховым компаниям, а также ФФОМС, ФСС И пенсионному фонду. Особая экономическая зона предусматривает развитие местности, где она будет установлена. Для этого необходимо тратить большие деньги, которые в первую очередь пойдут на постройку производственных помещений и дорог и инфраструктуру.

В данном случае, большое количество рисков берёт на себя государство, так как не получает гарантий того, что особая экономическая зона сможет привлечь достаточное количество инвесторов и соответственно, иностранного капитала, если именно это является основной целью создания. При этом, предприниматели также рискуют. Чтобы войти в ОЭЗ нужны большие денежные вложения.

В некоторых экономических в зонах сумма может достигать 120 млн рублей. 30% от этих средств инвестор должен потратить в первые три года работы. При этом, нет никаких гарантий, что данные вложения окупятся. Но, внимательно изучив многолетний опыт работающих в РФ ОЭЗ, будущее именно за ними. При этом, правительство постоянно работает над тем, чтобы создать условия для максимально эффективной работы таких зон. Это помогает привлечь инвесторов и выйти на более высокие доходы.

7. Условия работы для резидентов

Местные власти с поддержкой руководства страны стараются привлечь к работе в особых экономических зонах как можно больше новых резидентов. В большинстве случаев, им предлагают экономию в 25-30% от общей суммы вложений. Таким образом, предприниматель сможет повысить свой уровень конкурентоспособности. Экономить удаётся за счёт подготовленной развитой инфраструктуры и низких налогов.



Налоговые послабления особенно важны, так как в большинстве случаев бизнес страдает от высокого НДС, налога на прибыль, а также страховых отчислений на работников. В условиях особой экономической зоны действуют преференции, но иногда это не так, всё зависит от сферы и типа ОЭЗ. Например, от НДС освобождают только резидентов портовых зон. На данный момент в РФ действует только одна портовая особая экономическая зона.

Когда резидент ОЭЗ сотрудничает с зарубежными поставщиками с целью приобретения материалов, оборудования или сырья, он освобождается от таможенных пошлин. Такие же условия предусмотрены и для отправки за границу производимых в РФ товаров.

Говоря о налоговых льготах, чаще всего речь идёт о налоге на прибыль. Общая ставка налога составляет 20%, 3% их них отправляется в федеральный бюджет, а остальное в местный. Поскольку особые экономические зоны зачастую создаются с целью развития конкретного региона, местные власти имеют возможность корректировать размер ставки и делать её более привлекательной для предпринимателей.

В таком случае, резиденты могут действительно хорошо экономить благодаря системе налоговых послаблений. Но, кроме этого, предпринимателей часто беспокоит вопрос частых налоговых проверок и порядок администрирования налогов. Это связано с тем, что в данном случае деятельность резидента ничем не отличается от стандартных условий предпринимательской деятельности на территории РФ.


Заключение

ОЭЗ – это конкретная территория страны, регион или город, где действуют особые условия, более выгодные для местных предпринимателей и зарубежных инвесторов. В первую очередь имеется ввиду льготный таможенный, налоговых, финансовый, визовый и трудовой режимы. Таким образом власти налаживают внешнеэкономические связи, а также способствуют развитию экономики страны в целом.