2.6/5 — (29 голосов)
Что такое биржевые котировки? Какие виды и классификации бывают на фондовой бирже. Что оказывает влияние на котировки? Обо всем этом читайте далее.
1. Что такое котировка простыми словами
Биржевая котировка (англ. «Financial quote» — «финансовая расценка» или фр. «coter» — «нумеровать») — это цена финансового актива на бирже в текущий момент времени.
Поскольку сделки по большинству финансовых активов происходят не каждую секунду, то можно сказать, что цена последней сделки является котировкой. Например, по корпоративным облигациям второго эшелона может быть всего пару сделок за день, отсюда стоимость не всегда отражает реальный спрос.
Как образуется биржевая котировка на бирже
На фондовой бирже в процессе торговли покупатели и продавцы выставляют лимитные заявки в биржевом стакане. Каждый может просматривать его в режиме онлайн. Те участники рынка, которые готовы приобрести по рыночной цене (то есть по лимитной цене) совершают сделку. Это может быть как покупка, так и продажа. Таким образом происходит сделка и устанавливается котировка финансового актива в текущий момент времени.
Котировка отображает текущую ценность актива.
Если биржевой актив обладает высокой ликвидностью, то её курс может изменятся постоянно. По несколько раз в секунду. Но таких активов меньшинство.
Разница между ценой покупки и ценой продаже в биржевой стакане называется спредом. Для ликвидных финансовых инструментов его величина составляет шаг цены. Например, на покупку 250,01 руб и на продажу 250,02 руб, то есть шаг цены 1 копейка. Для неликвидных инструментов спред может быть большим.
Цена предложения называется АСК, цена покупки называется БИД.
- Что такое Бид и Аск;
- Что такое Лонг и шорт;
- Премаркет и постмаркет;
2. Какие факторы влияют на котировки
Влияние на цену финансового актива оказывается множество факторов. Но поскольку мы говорим про текущий момент времени, то, как правило, максимальное влияние оказывает текущие соотношение покупателей и продавцов.
Условно говоря, если какая-то идея по акции на слуху (например, выплата дивидендов, рекомендация дивидендов), то эту акцию могут сильно разогнать в стоимости из-за сильного спроса покупателей. Таким образом, к дивидендной отсечки цена может значительно отрасти. А после начать падать, поскольку интереса уже нету.
Если говорить про более глобальное ценообразование, то в двух словах невозможно описать, почему цена упала или выросла. Как правило, на цену оказывает множество факторов вплоть до зависимости от даты экспирации фьючерсов и опционов, так и просто сезонный фактор. Например, летом большинство людей склонны отдыхать и поэтому мало инвестируют на рынок, от чего цены обычно под давлением. Редко, когда акции летом растут.
Причём если в июне есть повод для роста в виде выплат дивидендов, то с середины июля таких поводов обычно нет, все дивиденды выплачены, наступает затишье. Следующие выплаты нескоро и многие выбирают вариант пересидеть вторую часть лета в облигациях.
Отдельно стоит отметить два периода — премаркета и постмаркета. Это специальные торговые сессии, где проводится аукцион по результатам которого формируется цена открытия и закрытия соответственно. На премаркете формируется цена открытия, а на постмаркете цена закрытия. Есть специальный алгоритм, по которому происходит ценообразование.
- От чего зависит цена акций;
3. Виды и классификация котировок
Котировки делятся на два вида:
- Прямые. Выражает цену актива в деньгах. Например, любая цена в магазине;
- Обратные. Показывает сколько единицы актива можно купить на одну единицу денег. Используется крайне редко. Фактически это просто обратная цена к прямой;
На Форексе есть также понятие кросс-курсов. Это курсы валют без использования доллара.
- Валютные пары Форекс;
На фондовой бирже можно выделить следующую классификацию биржевых котировок:
- Первичного размещения или цена IPO;
- Вторичный рынок (привычная цена на фондовая рынка);
- Внебиржевой рынок;
Чтобы получать котировку оперативно необходимо, чтобы были торги. Так есть огромный внебиржевой рынок, где происходит минимум количества сделок и сложно понять реальную цену, поскольку большинство предложений разовых. Условно говоря, появляется покупатель или продавец по какой-то цене. Как только его заявка удовлетворена, такой стоимости уже нет и может не быть очень долгое время, поскольку просто нету встречных предложений.