KPI (ключевые показатели эффективности) — что это такое, примеры и применение

3.1/5 — (207 голосов)

Экономический термин «KPI» пришел к нам из запада, где он используется для повышения эффективности продаж, производства и других областях. В этой статье мы поговорим о том как можно использовать «кипиай» в своей работе и стоит ли это делать.

Оглавление
1. Что такое KPI простыми словами
2. Как применять KPI
3. Классификация
4. Примеры в продажах и производстве
5. Плюсы и минусы

1. Что такое KPI простыми словами

KPI (от англ. «key performance indicators» — ключевые показатели эффективности) — это специальный коэффициент, позволяющий оценить важные показатели для компании и способствуют их улучшению. Измеряется в процентах к предыдущему показателю. На сленге произносят «ки-пи-ай». Также в отчетах компаний можно увидеть сокращение «КПЭ».

Стоит отметить, что далеко не все сферы и показатели компании можно оценить с помощью коэффициента KPI. Однако таких областей большинство.

Кипиай позволяет оценивать насколько успешно идут дела у компании. Однако все же главной задачей KPI является стимуляция для работы сотрудников. От их деятельности будет зависеть итоговый результат компании.

Примечание

Было бы правильнее перевести с английского языка термин KPI как: «ключевой показатель результата деятельности», то есть добавляется слово «результат».

Например, коэффициент KPI помогает менеджерам выделиться среди других, показав высокий процент продаж. Это честная «борьба» внутри компании. Тех, кто показывает высокие показатели эффективности награждают премиями, повышают их в должности.



У каждой компании для поощрения может быть разработана своя система мотивации. Чаще всего бонусом для сотрудника будет является его премия. При этом организовывать подсчет кипиай нужно таким образом, чтобы только сотрудник отвечал за то получит он ее или нет. Зависимость от других коллег и деятельности компании в целом должна отсутствовать.

Формула расчета KPI:

KPI = KPIпред × (Факт / План)

Где:

  • KPIпред — предыдущее значение;
  • Факт — фактический результат;
  • План — запланированный результат;

2. Как применять KPI — примеры

Сложно подобрать единый рецепт KPI для всех бизнесов, поскольку он зависит от:

  • Размера компании;
  • Специфики работы;
  • Возраста компании;
  • В отдельных случаях даже от состава коллектива;

Например, на возрастное поколение этот показатель вряд ли подействуют в качестве мотивации, поскольку они воспитывались в обществе равенства. Они вообще не привыкли конкурировать между собой на производстве.

Выделим основополагающие шаги, которые нужно сделать для использования KPI:

  1. Определить какие факторы и показатели оказывают влияние на результат (количество продаж, прибыль, производство и т.д.);
  2. Из выбранных показателей нужно выбрать самые критичные. Достаточно выбрать 1-4 «самых-самых»;
  3. Для этих факторов необходимо составить план для каждого работника. За выполнение планы выплачивать премию или же поощрять в виде других мотиваторов;
  4. Отслеживаете результаты. Если что-то идет не так, то значит нужно изменять ситуацию;

В некоторых случаях можно поступать наоборот «депремированием». Например, поставлен план: 30 продаж за месяц. Если выполнено 30 или более, то выписывается надбавка за выполнение. Если же продаж было 20, то можно наоборот, недоплатить. В каждом случае нужен свой подход. Для подчиненного слово «штраф», «депремирование» звучат ужасно. Некоторые могут даже уйти с такого места работы.

Например, есть уже проверенная схема премирования на основе коэффициента KPI:

KPI Коэффициент премии
<70 0
70..80 0.6
80..90 0.7
90..95 0.8
95..100 1.0
100..105 1.1
105..115 1.3
>115 1.5

3. Классификация KPI

Показатель кипиай можно классифицировать по множеству признаков.

По времени:

  1. Запаздывающие. К этим показателям KPI относятся результаты, которые реально отследить лишь по истечению какого-то времени.
  2. Оперативные. То, что можно отследит в режиме реального времени.

По выделенному признаку:

  1. Производительности;
  2. Затрат;
  3. Результата;
  4. Функционирования;
  5. Эффективности;


4. Примеры KPI в продажах и производстве

В разных секторах показатели кипиай разные. Рассмотрим для примера две самые частые сферы. Какие показатели в них оказывают самое сильное воздействие:

KPI в сфере продаж:

  1. Средняя стоимость продажи;
  2. План продаж;
  3. Доход компании;
  4. Конверсия;

KPI в сфере производства:

  1. Среднедневной расход сырья;
  2. Объем незавершенного производства;
  3. Запасы;
  4. Производительность труда рабочих;
  5. Расходы;
  6. Ремонт оборудования;
  7. Хранение;

5. Плюсы и минусы использования KPI

Плюсы:

  • Повышение уровня эффективности производства, продаж и т.д. KPI позволяет оптимизировать болезненные и самые важные места в любом бизнесе;
  • Мотивирование сотрудников компаний;
  • Справедливая оценка;
  • Упрощает контроль деятельности компании;

Минусы:

  • Сложность внедрения. Для его функционирования потребуются ресурсы и затраты;
  • Не для всех компаний этот параметр будет давать пользу. Дело в коллективе и отношении к такому подходу премирования;
  • Периодически придется пересматривать фундаментальные факторы, которые влияют на показатель KPI;

Смотрите также видео как рассчитать кипиай сотрудника: