Параллельный импорт — как организован, плюсы и минусы

Параллельный импорт — как организован, плюсы и минусы

3.4/5 — (19 голосов)

По стандартной схеме, производитель отправляет продукцию официальному дистрибьютору РФ, тот распределяет полученную продукцию по крупным магазинам. Параллельный импорт не нарушает правил данной схемы. Единственное отличие заключается в том, что закупка осуществляется не в России. Ритейлеры покупают товар у зарубежных компаний, которые приобрели его у производителя.

Оглавление
1. Что такое параллельный импорт простыми словами
2. Параллельный импорт в РФ с юридической точки зрения
3. Принципы
4. Как отличить механизм параллельного импорта от мошенничества
5. Разрешенная для ввоза продукция
6. Преимущества параллельного импорта

1. Что такое параллельный импорт простыми словами

Параллельный импорт (англ. parallel imports) — это поставка в страну продукции без официального разрешения правообладателя или производителя. Параллельным данный механизм называется из-за того, что импорт осуществлен одновременно с поставками от официальных дилеров.

Продавцу не приходится получать разрешение у производителя. После того, как продукция была приобретена первый раз, далее она может быть реализована любым образом, независимо от мнения правообладателя. Товар, поставляемый по правилам параллельного импорта, называют «серым». При этом, термин «контрафактный» в данном случае не применяется.

Преимуществами механизма параллельного импорта пользуются такие страны как Канада, Турция, Бразилия, Великобритания. Примерно с 2000-го года в РФ по такой схеме завозили запчасти для автомобилей. Но, через некоторое время властями было принято решение об отказе от параллельного импорта. Это объясняется необходимостью повышения уровня привлекательности России в глазах крупных иностранных компаний.



2. Параллельный импорт в РФ с юридической точки зрения

Национальные, а также международные законы регулируют исключительные права правообладателя. В практике на международном уровне принято использовать термин «международный принцип исчерпания прав». Согласно правилам, если правообладатель продает, например, запчасти для авиадвигателей в дальнейшем он не сможет запретить покупателю перепродавать их любым доступным образом, нов рамках закона.

В связи с этим, у нового владельца товара есть возможность перевезти его за границу и продать внутри другой страны если закон данного государства не запрещают этого. До 2022 года параллельный импорт был запрещён в РФ несколькими законодательными нормами. Одна из них из Договора о Евразийском экономическом Союзе, а остальные из Гражданского кодекса. На тот момент, товар можно было возить только в том случае, если он находился в руках правообладателя или с соответствующим разрешением.

На данный момент ввозить можно только тот товар, который не попадает под санкции со стороны западных компаний. Подобную ситуацию можно наблюдать с некоторыми предметами роскоши. Если зарубежные поставщики получат информацию о том, что такую продукцию собираются ввозить на территорию России, они могут воспользоваться правом на отказ от такого сотрудничества.

3. Принципы

В общем понимании, принципы параллельного импорта, основаны на исчерпаемости исключительного права (с учётом нанесенных товарных знаков на оборот упаковки товаров). Особое внимание стоит уделить тому, в какой момент правообладатель потеряет исключительное право на реализацию товара под конкретным брендом. Здесь эксперты выделяют три главных принципа:

  1. Региональный. Когда товар будет продан впервые независимо от государства, регионального объединения или региона, происходит исчерпание прав. Данный принцип действует как минимум во всех странах Евросоюза;
  2. Международный. Исчерпание прав на товарные знаки после первой продажи во всех странах мира. Сразу после того, как произойдёт первая продажа, продукция может быть свободно реализована без разрешения правообладателя. Легализированным параллельный импорт можно считать в тех странах, где будет официально применён международный принцип исчерпаемости исключительного права;
  3. Национальный. Исчерпаемость прав наступает момента реализации товаров в каком-либо конкретном государстве.

4. Как отличить механизм параллельного импорта от мошенничества

Если сравнивать с различными вариантами несогласованного ввоза продукции, параллельный импорт имеет ряд конкретных отличий. Нередко его сравнивают с пиратством, контрабандой или контрафактом. Такое сравнение сложно назвать обоснованным, так как любой несанкционированный ввоз продукции подразумевает нарушения более тяжелого характера:

  1. Пиратство. Данный термин часто применяется в отношении объектов интеллектуальной собственности. В данном случае, происходит незаконный захват продукции. Говоря о параллельном импорте, продавец не собирается ничего захватывать, а лишь приобретает товар с целью дальнейшей перепродажи;
  2. Контрафакт. Подразумевает изготовление подделок различных брендов с применением тех же логотипов и дизайнерских идей. Чаще всего, компании, занимающиеся контрафактом, подделывают спортивную одежду и обувь от бренда как Adidas, немного изменяя название. Параллельный импорт никак не связан с производством подделок;
  3. Контрабанда. Здесь нарушитель ввозит товар на территорию другой страны без прохождения таможенных процедур и официальных регистраций. Таким образом, мошенники уклоняются от налоговых сборов и пренебрегают другими правилами ввоза продукции. Говоря о параллельном импорте, продавцы и покупатели ввозят товар через таможню и при этом, проходят все необходимые и предусмотренные законом процедуры.

5. Разрешенная для ввоза продукция

Как известно, в марте 2022 года большинство зарубежных брендов и компаний прекратили сотрудничество с РФ, включая прямой импорт. В ответ на эти действия, российским правительством было принято решение о легализации параллельного импорта. Другими словами, легализация данного механизма в России говорит о применении упомянутого выше международного принципа исчерпания прав. Ранее применялись исключительно национальные и региональные принципы.



Также стоит знать, что «серую» схему для ввоза продукции можно применять в отношении только некоторых категорий товаров. Конкретный их список составляет Минпромторг. На первых этапах легализации параллельного импорта перечень составляли, опираясь на коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В дальнейшем, процедуру упростили, пополняя список конкретными брендами и категориями товаров.

В последний список такой продукции, опубликованный 6 мая 2022 года, вошли такие мировые бренды и товары как:

  • автомобили Volvo, Tesla, Toyota, Shevrolet, Cadillac, Bentley, Hammer, Rolls Royce, Bugatti, Skoda, BMW, Nissan, Hyundai, Renault, Suzuki, Lexus, а также запчасти ким;
  • продукции химической промышленности;
  • техника и смартфоны таких брендов как Panasonic, Apple, LG, Sony, Nokia, GoPro, HP, Intel;
  • обувь и одежда зарубежных брендов;
  • бытовая техника от Siemens, Philips, Electrolu, Miele, Dyson;
  • некоторые типы оружия;
  • товары для личной гигиены;
  • некоторые растения;
  • лекарства;
  • музыкальное оборудование и инструменты;
  • игровые приставки Nintendo, Xbox и PlayStation;
  • оборудование, необходимое для поддержания работы отраслей, занятых добычей полезных ископаемых.

В дальнейшем, список могут сузить или наоборот, дополнить другими товарами. Ожидается, что перечень продукции будет корректироваться примерно 1 раз в квартал. Некоторые из российских маркетплейсов уже подтвердили своё согласие на реализацию продукции, ввезённой по схеме параллельного импорта. Но окончательное решение будет принято только после ввоза необходимого количества товара на территорию РФ.

В первую очередь, это Яндекс.Маркет, Ozon и Wildberries. Но вполне вероятно, что для этих целей российскими компаниями будут создаваться специальные торговые площадки. Осуществлять ввоз продукции планируют через другие страны. В первую очередь рассматривается Армения и Казахстан. Но, власти данных государств пока не спешат давать официальное разрешение из-за возможных санкций, которые могут быть наложены из-за помощи РФ.

Схема поставок не предполагает физическое участие посредника, но такое государство должно быть указано в документах обязательно. Эксперты и считают, что такой механизм ввоза товара слишком шаткий и ненадёжный. Отчасти это связано с возмущениями со стороны владельцев брендов. Чтобы наладить поставки по параллельному импорту, придётся потратить достаточно много времени и нет гарантий того, что в результате этот механизм оправдает себя и будет работать на должном уровне.

Кроме этого, если сравнивать с прежними объемами, количество ввозимой продукции сократится как минимум на 80%, а цена возрастёт примерно на 25%. Стоит учесть, что схема может дать сбой, как только бренды и производители заметят применение «серой» схемы для транспортировки товара конкретную страну. Для правообладателя механизмы параллельного импорта не являются невыгодными.

Это связано с тем, что производитель зачастую устанавливает стоимость товара отдельно для каждой из стран, диктуя при этом условия продаж. Если данный механизм будет нарушен, существует риск потери прибыли, а также снижения уровня доверия и репутации. В связи с этим, те компании, которые ушли из российского рынка, буду делать всё возможное, чтобы препятствовать реализации своей продукции на территории РФ.

Корпорации могут распознать признаки параллельного импорта в том случае, если одна из стран, например, Армения или Казахстан, начнут осуществлять закупки в гораздо больших объемах по сравнению с предыдущими периодами. В дальнейшем полученная информация будет использоваться с целью разработки мер, препятствующих попаданию товаров на российские рынки. В будущем, такие организации могут отказаться от восстановления торговых отношений из-за нанесения вреда репутации.

6. Преимущества и недостатки параллельного импорта

Плюсы:

  • внутренний рынок будет существовать в условиях более гибкого ценообразования за счёт свободной конкуренции между импортерами;
  • на некоторые товары цены могут снизиться, но на некоторые всё-таки вырастут. Касательно запчастей и расходников к автомобилям и оборудованию, импортеры способствуют быстрому расширению ассортимента и снабжению рынка достаточным количеством продукции;
  • эксперты считают, что с одеждой и обувью проблем не будет. Но, новички в данной схеме на первых этапах работы могут допустить ряд грубых ошибок. Это касается оформления документов, поиска надёжных продавцов и подхода к реализации ввезённого товара на территории РФ. В первую очередь, это касается потребительской электроники. Такая ситуация может спровоцировать повышение цен на некоторые товары;
  • восстановятся поставки товаров и оборудования через посредников. Раннее такие схемы не пользовались популярностью. В дальнейшем, это может положительно отразиться на торговых связях между государствами, заключившими договор о сотрудничестве;
  • в доступе появится большое количество запчастей для производственного оборудования, а также расходников. До этого момента их ввоз контролироваться официальными дилерами, но сейчас рынок станет более свободным;
  • расширение ассортимента потребительской электроники за счёт отсутствия необходимости получать разрешение от правообладателя. В первую очередь, это касается смартфонов LG и Sony;
  • ввозом товара из Турции и Китая будет заниматься российский бизнес вместе с оптовыми организациями, имеющими опыт в импортных закупках. Именно сейчас перед предпринимателями открыты все двери для успешного расширения бизнеса. Также этому способствует снятие строгих ограничений по ввозу одежды, мобильных телефонов, компьютеров и запчастей для автомобилей.


Минусы:

  • чтобы в достаточной мере наполнить Российский рынок необходимыми товарами и при этом контролировать стоимость товаров, необходимое принять меры для значительного улучшения логистики в направлении Китая. Кроме этого, доработки требует система платежей в рублях и юанях;
  • существуют большие риски роста количества низкокачественного товара и подделок. Стандарты качества различных брендов будут постепенно стираться за счёт большого количества различных по упаковке, комплектаций и качеству товаров;
  • возникнут проблемы с гарантийным обслуживанием у официальных дилеров, а также фирменным сервисом;
  • партнёры, работающие по белым схемам будут постоянно ощущать ценовое давление со стороны конкурентов, которые ввозят товар, используя преимущества параллельного импорта.

Заключение

В зависимости от задач, которые должен решать параллельный импорт в конкретной стране, он может как помочь экономике, так и навредить. Стоит учесть, что существует риск нанесения вреда репутации государства, а также компаниям, которые будут заниматься реализацией такого товара. Прежде чем внедрять механизмы параллельного импорта, следует внимательно изучить его возможное влияние на экономику в долгосрочной перспективе. В противном случае, рынок вместе с потребителями может пострадать от недостатка продукции первой необходимости.