Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации

Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации

3.4/5 — (5 голосов)

Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.

Оглавление
1. Что такое таможенный союз простыми словами
2. Цели создания таможенного союза
3. Плюсы и минусы
 — Положительные стороны ТС
 — Минусы таможенного союза
4. Перспективы членства в ТС
5. ТС и Всемирная торговая организация
6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

1. Что такое таможенный союз простыми словами

Таможенный союз (англ. «customs union») — это объединение, состоящее из нескольких стран, входящих в состав Евразийского экономического союза. Он создан с целью обеспечения комфортных условий торговли между государствами, входящими в состав союза.

Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.

Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.

Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.

В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.

2. Цели создания таможенного союза

Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.

Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.



Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.

Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.

Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:

  • Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
  • Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
  • Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
  • Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
  • Введение общей таможенной статистики.

Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.

3. Плюсы и минусы таможенного союза

3.1. Положительные стороны

Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:

  • Создание торговли и её отвлечение. Эффективность ТС можно измерить, опираясь на отвлечение и создание торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товар менее эффективным. Таким образом происходит лучший из вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что отвлечение происходит в те моменты, когда более эффективное государство, не входящие в союз, продаёт небольшое количество товаров странам-участницам на фоне внешних тарифов. За счёт сделок такого характера, странам, состоящим в союзе, удаётся отвлечь выгоду от собственной позиции и сконцентрировать внимание на продажах внутри ТС. Если прибыль от создания торговли превысит убытки от её переориентации, это спровоцирует экономический рост внутри союза, который затронет все страны-участницы.
  • Снижение уровня отклонения торговли. Таможенный союз всегда отдает предпочтение соглашением о свободной торговле, так как благодаря этому можно разобраться с её отклонением. Такая ситуация может произойти в момент, когда государство, не входящие в состав союза, реализует свою продукцию странам с низким тарифом FTA и после этого проводит перепродажу странам с высокими данными показателями. Такое поведение провоцирует искажения в торговле. Благодаря единому внешнему тарифу, который водится внутри союза, можно избежать подобных ситуаций, возникающих на фоне разницы в тарифной ставке.
  • Стимуляция торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после того, как страна входит в таможенный союз, она становится активным участником торговли между остальными государствами. Благодаря этом, уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов растёт, что также положительно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме этого, сотрудничество между странами членами ТС положительно отражается на местном политическом климате. Это происходит на фоне создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.

3.2. Минусы таможенного союза

Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:

  • Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС, член союза обязан в случае необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Также придется заниматься поддержкой таможенного союза. При этом, некоторые из стран-участниц не могут свободно заключать сделки в обход правил таможенного союза. Кроме этого, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет её защитить, это не получится сделать путем введения каких-либо защитных барьеров, например, тарифов. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. Вместе с этим, если государство захочет либерализировать торговлю вне таможенного союза, это не получится сделать из-за введения единого внешнего тарифа;
  • Сложности с установкой тарифной ставки. С данной проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это объясняется тем, что данный процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза не легко отказаться от продажи некоторых товаров и услуг, потому что какая-либо из других стран реализует их более успешно. Зачастую, это является проблемой развивающихся стран;
  • Неравномерное распределение выручки от тарифов. Далеко не все государства, вошедшие в таможенный союз, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифа. Примерно четверть от тарифной прибыли присваивается страной, которая занимается сбором дохода.

4. Перспективы членства в ТС

В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:

  • Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
  • Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
  • Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.

5. ТС и Всемирная торговая организация

Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.

Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.

Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.

Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.

Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.



6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.

Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:

  • Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
  • Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
  • Система изъятия в сфере государственных закупок;
  • Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2020 года доля России составляет 85,26%.

Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.

Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.

Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.

Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:

  • Кризис на Ближнем Востоке;
  • Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
  • Напряженная военная обстановка в Украине.

Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.


Заключение

Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.


Смотрите также видео «Евразийский экономический союз (ЕАЭС)»: