Что значит попасть в SDN лист

2.9/5 — (14 голосов)

SDN-лист – это список физических и юридических лиц, а также организаций, которые были включены в него офисом по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Министерства финансов США. Включение в этот список означает, что лицо или организация подверглись персональным санкциям со стороны Соединенных Штатов.

Оглавление
1. Что такое SDN лист простыми словами
2. SDN-лист как инструмент международной санкционной политики
3. Критика
4. Правовое регулирование
5. Российские банки, включённые в SDN-лист

1. Что такое SDN лист простыми словами

SDN лист (англ. «Specially Designated Nationals List») — это официальный реестр, ведомый Офисом по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Министерства финансов Соединенных Штатов. Данный список представляет собой реестр физических и юридических лиц, а также организаций, которые были подвергнуты санкциям со стороны США в соответствии с федеральными законами и международными нормами.

Лица и организации, включенные в лист, подвергаются различным мерам ограничения, включая блокирование доступа к финансовым ресурсам, счетам и собственности внутри США, а также наложение визовых ограничений. Эти санкции применяются в ответ на разнообразные нарушения, включая угрозы национальной безопасности, терроризм, нарушения прав человека, и другие международные проблемы.

SDN лист является ключевым инструментом в обеспечении соблюдения политики санкций США и играет важную роль в регулировании международных отношений и контроле за потоками финансовых средств в рамках глобальной экономики. Отслеживание и соблюдение установленных правил имеют важное значение для учреждений, компаний и государственных организаций, работающих на мировом рынке, поскольку это способ обеспечения соблюдения законов и норм в области санкций.



2. SDN-лист как инструмент международной санкционной политики

В мире, где глобализация и международные отношения играют ключевую роль, санкции стали мощным инструментом дипломатии и политики. Один из основных инструментов, используемых для введения и контроля санкций, это SDN-лист. Этот список создан для того, чтобы пресечь финансовые и экономические связи с субъектами, которые представляют угрозу национальной безопасности США или нарушают нормы.

Важно понимать, что данный лист не ограничивается только гражданами США или физическими лицами, находящимися на территории Соединенных Штатов. Он также включает иностранных граждан и организации, которые могут быть подвергнуты санкциям при совершении сделок с американскими компаниями или финансовыми учреждениями. Это делает его мощным инструментом международного воздействия.

Санкции, налагаемые через SDN, могут включать в себя:

  • замораживание финансовых активов;
  • банковских счетов;
  • собственности субъектов;
  • запрет на совершение сделок и предоставление услуг;

Это оказывает значительное воздействие на бизнес и деятельность тех, кто находится в списке. Он также играет важную роль в соблюдении международных соглашений и норм. Санкции через этот список часто используются для давления на страны и организации, чтобы они изменили своё поведение или соответствовали определенным стандартам.

Этот инструмент позволяет Соединенным Штатам и их союзникам воздействовать на мировую политику и защищать свои интересы. Важно отметить, что использование SDN-листа вызывает дебаты и критику, особенно в случаях, когда санкции могут оказать негативное воздействие на невинных граждан или дестабилизировать регионы.

Поэтому эффективное управление этим инструментом требует баланса между обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав и норм. SDN-лист представляет собой важный элемент международной санкционной политики, который позволяет странам и организациям воздействовать на мировую арену и защищать свои интересы.

3. Критика SDN-листа

Несмотря на его широкое использование, SDN-лист стал объектом критики из-за нескольких ключевых аспектов:

  • Неоправданные последствия для невинных. Одной из основных претензий является опасность наказания невинных граждан и организаций, которые случайно могут оказаться в списке. Неправомерное включение в SDN-лист приведёт к блокированию активов и серьёзным финансовым проблемам для невинных сторон;
  • Неясные критерии включения. Критики также указывают на отсутствие ясных и однозначных критериев для включения в лист. Отсутствие прозрачности в процессе принятия решения может создавать ситуации, когда санкции применяются к субъектам без четких обоснований;
  • Отсутствие механизмов апелляции. SDN-лист часто не предоставляет механизмов апелляции или возможности для лиц и организаций, включенных в список, чтобы оспаривать своё включение или доказать свою невиновность. Это сильно ущемляет права и интересы тех, кто ошибочно оказался под санкциями;
  • Политическое использование. Ещё один аспект связан с возможностью политического использования SDN-листа. Считается, что некоторые страны или организации могут использовать санкции через этот список как средство давления на своих противников, даже если мотивация для этого не всегда соответствует международным нормам и законам;
  • Долгосрочные последствия. Благодаря блокированию финансовых активов и ограничениям в сделках, SDN-лист может вызвать долгосрочные экономические и социальные последствия для стран и организаций, что также вызывает обоснованную критику.

4. Правовое регулирование

Правовое регулирование SDN-листа основано на ряде федеральных законов и положений, и оно имеет множество важных аспектов:

  1. Международное право и обязательства. США придерживаются норм и соглашений при применении санкций через SDN-лист. Это включает в себя выполнение соглашений, таких как санкции Организации Объединенных Наций (ООН), и соблюдение прав человека и других мировых стандартов.
  2. Законодательство США. Основу правового регулирования составляют федеральные законы штатов, такие как «Закон о внешней торговле» (Trading with the Enemy Act) и «Закон о чрезвычайном положении» (International Emergency Economic Powers Act), которые предоставляют правительству полномочия для введения санкций;
  3. Исполнительные указы. Президент США имеет право выпускать исполнительные указы, которые могут расширять или усиливать санкции через SDN-лист. Эти указы могут изменяться в зависимости от мировых событий и национальных интересов.
  4. Процесс включения и удаления. OFAC регулярно обновляет SDN-лист, включая новых субъектов и удаляя тех, кто больше не соответствует критериям для включения. Этот процесс предусматривает возможность обжалования и снятия санкций при соблюдении определенных условий.
  5. Обязательства финансовых учреждений. Учреждения, как часть правового регулирования, обязаны соблюдать санкции, включая блокировку активов и счетов лиц и организаций, находящихся в SDN-листе.
  6. Глобальное применение. Данный лист имеет глобальное воздействие, так как многие страны и международные финансовые организации также соблюдают санкции, включая SDN-лист США. Правовое регулирование SDN призвано обеспечивать национальную безопасность, соблюдение норм и права человека.

5. Российские банки, включённые в SDN-лист

OFAC (Офис по контролю за иностранными активами) представил новый элемент санкционной стратегии США, направленный на исключение России из мировой международной торговли и финансовых расчётов. Этот шаг включает в себя точечные рестрикции на несколько российских банков, которые до сих пор имели возможность проводить SWIFT-переводы без значительных ограничений.

Кроме того, менее крупные финансовые институты, которые могли быть использованы для обхода санкций, также исключаются из международного финансового взаимодействия. Интересно, что большинство банков, попавших под санкции, не имеют прямых связей с государством или санкционированными лицами.



OFAC явно объявил, что основной причиной включения их в санкционный список является «работа в финансовом секторе экономики России». Это подчеркивает стратегическое намерение оказать давление на российский сектор. Среди банков, затронутых санкциями, находятся как крупные банки второго эшелона, такие как «Санкт-Петербург», «Уралсиб», «МТС Банк», «Зенит», которые предоставляли международные финансовые услуги, особенно для российских компаний.

Некоторые из них также выпускали карты UnionPay, и эта блокировка может повлечь за собой прекращение использования таких карт за рубежом. Особенное внимание привлекло включение «МТС Банка» в список санкций, учитывая, что банк только недавно получил лицензию на работу в ОАЭ с намерением развивать международные связи. Данная мера вызвала обеспокоенность и сомнения в будущем работы «МТС Банка» в ОАЭ, и Центробанк ОАЭ уже начал расследование ситуации.

Этот последний ход США отражает растущее напряжение в мировых отношениях и усиление давления на российскую экономику. Санкции, ориентированные на финансовый сектор, являются одним из важных инструментов в геополитических маневрах и имеют потенциал для значительного воздействия на мировую экономическую динамику.

«Металлинвестбанк» был включен в список санкций с обвинением в «использовании альтернативных платежных маршрутов для получения денежных средств за российский экспорт». Недавно банк значительно расширил свой спектр валют для международных переводов, включая тенге, юани, турецкие лиры, армянские драмы, а также корреспондентские счета в индийских рупиях, азербайджанских манатах, сербских динарах и узбекских сумах.

В свете новых санкций можно ожидать официальных заявлений банка относительно валютных возможностей для переводов. Аналогично, ожидается реакция от «Ланта-Банка», который также предоставлял возможности для перевода в «мягких» валютах. Банки «Левобережный», «СДМ-Банк» и «Приморье», хоть и неизвестные широкой публике, ранее успешно осуществляли переводы в различных валютах, включая доллары США.

Например, «Приморье» поддерживал корреспондентские отношения с американским BNY Mellon и проводил переводы в корейские воны, японские йены и даже тайские баты. Более того, банк выпускал карты UnionPay, будущее которых сейчас под вопросом. OFAC также дало явный сигнал состоятельным клиентам, включив в SDN-лист известных банкиров и инвестиционные компании. Это подчеркивает важность размещения крупных активов за пределами России и избегания использования услуг российских посредников в текущей геополитической обстановке.


Заключение

SDN-лист представляет собой ключевой инструмент международных санкций, используемый Соединенными Штатами для ограничения доступа к финансовым ресурсам тем, кто представляет угрозу национальной безопасности или нарушает нормы. Он характеризуется глобальным воздействием и соблюдение его требований обязательно для учреждений и компаний, работающих на мировой арене. Но, применение SDN также вызывает дебаты и критику, особенно в связи с возможными негативными последствиями для невинных сторон.