Показатель рентабельности активов (ROA) — формула, подробное описание

Показатель рентабельности активов (ROA) — формула, подробное описание

3.2/5 — (44 голоса)

В этом материалы мы рассмотрим показатель рентабельность активов (ROA, Return on Assets). Приведём формулу и примеры расчёта. Какую информацию он может дать инвестору о компании, стоит ли на него ориентироваться?

Оглавление
1. Что такое показатель ROA простыми словами
2. Что стоит учитывать при анализе компании по ROA
3. Другие мультипликаторы
4. Плюсы и минусы

1. Что такое показатель ROA простыми словами

ROA (Return on Assets) — это коэффициент, отражающий эффективность использования активов компании, в том числе и кредитных средств, измеряется в процентах.

Формула ROA:

ROA = [Чистая прибыль] / [Активы] × 100%
ROA = [стр.2400] / [стр.1600]Примечание

Активы за год могут изменяться. Поэтому используется среднегодовая величина. Суммируют активы на начало и конец года, а после делят на два.

Что такое активы

Активы — это совокупность всего, что имеется у компании: имущество, станки, материалы, готовая продукция, недвижимость, денежных средства (свои и кредитные) и прочее. Посмотреть данные об активах можно в отчётности МСФО.

ROA отображает насколько грамотно используются все активы, находящиеся в собственности компании.

Показатель ROA сильно зависит от отрасли. Капиталоемкие отрасли и банки будут иметь низкий показатель рентабельности активов. Для сферы услуг, где нет необходимости в больших материальных активах значение будет выше.

Среднее значение ROA для американских компаний 15%, для европейских 10%.

Есть ещё одна формула ROA:

ROA = ROS × Koa

Где:

  • ROS — коэффициент рентабельности продаж;
  • Koa — коэффициент оборачиваемости активов (выручка/средняя величина активов);

2. Что стоит учитывать при анализе компании по ROA

1 Из-за того, что прибыль может сильно «скакать» из года в год, то ROA подвержен сильным изменениям. Активы обычно более стабильны.


2 Нельзя прогнозировать будущую прибыль на основе ROA.


3 Высокий ROA не означает, что компания успешна. Возможно, что бизнес ведёт слишком рискованную стратегию.



3. Другие финансовые мультипликаторы

1 ROE (Return on Equity) — рентабельность собственного капитала. Показывает насколько эффективно используются собственные средства акционеров.

Формула ROE:

ROE = [Чистая прибыль] / [Собственный капитал] × 100%В чём отличие ROA от ROE

ROA учитывает обязательства компании, а ROE — нет. Другими словами: рентабельность активов показывает способность эффективно использовать заёмные средства.


2 ROS (Return on Sales) — коэффициент рентабельности выручки. Показывает какой процент от выручки составляет чистая прибыль.

Формула ROS:

ROS = [Чистая прибыль] / [Выручка] × 100


3 ROIC (Return on Invested Capital) — коэффициент рентабельности инвестированного капитала. Показывает эффективность сделанных инвестиций.


4 RONA (Return on net assets) — рентабельность чистых активов. Показывает качество управления структурой капитала.


5 ROTA (Return on Total Assets) — рентабельность суммарных активов. Отображает эффективность использования долгосрочных активов компании для получения прибыли.

Формула ROTA:

ROTA = [EBIT] / [Активы] × 100



Главными недостатками ROA и остальных показателей рентабельности является отсутствие строгой бухгалтерской отчётности.

4. Плюсы и минусы ROA

Плюсы:

  • Простой коэффициент для оценки рентабельности компании;
  • Есть возможность использовать при отрицательном собственном капитале;
  • Показывает эффективность компании от всех имеющихся активов;
  • Хорошо просматривается в динамике;

Минусы:

  • Нет смысла сравнивать ROA с разными секторами;
  • Есть возможность манипуляций с отчётностями;
  • Нельзя сделать вывод об компании, зная лишь этот показатель;